Закон о защите прав потребителя

Петрович
Администратор
Сообщения: 11
Зарегистрирован: 22 мар 2016, 21:57
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 1 раз

Закон о защите прав потребителя

Сообщение Петрович » 07 фев 2018, 19:23

7 февраля 2018 года российская общественность отмечает 26-летний юбилей Закона Российской Федерации от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон). Закон был принят Верховным Советом РФ 7 февраля 1992 г. и вступил в силу 7 апреля 1992 г.

До принятия Закона правовое регулирование отношений по удовлетворению материальных и культурных потребностей населения Советского Союза осуществлялось актами гражданского законодательства.

Вместе с тем классическое гражданское законодательство специально не было рассчитано на решение вопросов, связанных исключительно с охраной интересов граждан, основывалось на приоритете интересов изготовителя и продавца, являвшихся государственными организациями. Те права, которые получили достаточно полное регулирование (например, право на качество приобретенной вещи, права при нарушении договора о выполнении работ, оказании услуг) не имели надежного механизма реализации.

Во многих странах, в первую очередь в промышленно развитых, подобные законы действовали уже сравнительно давно. Проблема защиты прав потребителя приобрела международное значение, и в апреле 1985 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла «Руководящие принципы для защиты интересов потребителей» в качестве основы для разработки правительствами политики и законодательства в этой области.

В этих условиях появилась настоятельная необходимость в создании и развитии специального законодательства о защите прав потребителей, концентрирующего правовые нормы, обеспечивающие предоставление потребителям дополнительных гарантий в их заведомо экономически неравных взаимоотношениях с изготовителями, исполнителями, продавцами на рынке товаров и услуг и, главное, закреплении мер, обеспечивающих реальное их осуществление, на законодательном уровне.

Закон о защите прав потребителей закрепил важнейшие международно признанные права потребителей: право на качество, безопасность, на получение полной и достоверной информации, право на государственную, общественную и судебную защиту. Кроме того, Закон установил и целый ряд дополнительных правовых гарантий: право на обмен товара надлежащего качества, право на уплату неустойки, признание недействительными условий договора, ущемляющих права потребителей и т.д.

Наряду с мерами договорной ответственности Закон предусмотрел нормы, устанавливающие ответственность за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу потребителей, а также возможность денежной компенсации, причиненного потребителю морального вреда.

Значение Закона не только в усилении социальных гарантий гражданина. Закон объективно повысил ответственность производителей, продавцов и исполнителей за качество своей работы, что в условиях отсутствия развитой конкуренции способствовало повышению качества продукции и услуг, социально-экономическому развитию страны.

Учитывая многообразие видов услуг, способов их предоставления потребителям, а также постоянное изменение, Закон ввел правило о дальнейшем развитии правового регулирования в различных сферах обслуживания.

Так, специальные нормы о защите прав потребителей содержатся в ряде иных Федеральных законов (например, в Законе о связи, Законе о банках и банковской деятельности, Законе о туризме, Законе об участии в долевом строительстве и др.). Кроме того, на уровне Правительства Российской Федерации в настоящее время принято и действует более двадцати Правил, обязательных при заключении и исполнении договоров розничной купли-продажи, бытового обслуживания, возмездного оказания услуг.

Таким образом, с принятием Закона в России начало формироваться законодательство о защите прав потребителей, его нормы стали опорными для всех областей обслуживания потребителей.

Нельзя не отметить, что за 20 лет существования Закон не стоял на месте, его положения редактировались 16 раз. В числе последних изменений, хотелось бы отметить законодательное закрепление обязанности исполнителей услуг при предоставлении кредита доводить до сведения потребителей размер кредита, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы. Эта мера была направлена на повышение прозрачности финансовых услуг, защиту потребителей от совершения ростовщических сделок. Другой значительной новеллой Закона стало требование об информировании потребителей о классе энергетической эффективности реализуемых бытовых энергопотребляющих устройств в рамках программы стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Многолетняя практика применения Закона подтвердила его актуальность и жизнеспособность, изменила в лучшую сторону положение как в правотворческой сфере, так и в правоприменительной практике в сфере защиты прав потребителей.

Функции государственного контроля и надзора в сфере защиты прав потребителей осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Аватара пользователя
gaverz
Сообщения: 112
Зарегистрирован: 24 мар 2017, 22:32

Re: Закон о защите прав потребителя

Сообщение gaverz » 13 фев 2018, 23:09

А это все без судов можно решить? Все эти защиты прав или только в судебном порядке? Хотелось бы, чтобы эта процедура была как можно более простая.


Вернуться в «Законодательные акты»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость